25 янв 2019

Каким соседом был АБУ ХАНИФА!

KaVкаZ )
1:00
16 КОММЕНТАРИЕВ
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Не пойму чето,не до конца загрузилось почему то
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Абу-Ханифа: ученый и человек!Некоторые рассказы про величайшего предстоятеля.Абу-Ханифа Нуман б. Сабит – это общеизвестный мусульманский ученый, факих[1] неоспоримый авторитет, один из столпов мусульманского правоверия.Имам родился и жил в Куфе, получив там свое образование и став со временем самым выдающимся факихом Ирака. В вопросах фикха он не избегал рациональных методов, в отличии от других знатоков Божьего Закона, которые критиковали его за этот рационализм и, в частности, за слишком широкое применения кыяса[2], хотя далеко не все имели верное представление о его взглядах. Глубина познаний имама подарила ему множество завистников и недоброжелателей. Однако среди простых людей Абу-Ханифа пользовался огромным авторитетом, чему во многом способствовали его личные качества. При этом «величайший предстоятель» всегда держался на расстоянии от власть предержащих, и запомнился современникам как человек, отвергающий любое сотрудничество с правящими тиранами, за что подвергался со стороны последних преследованиям и гонениям. Абу-Ханифа, будучи ученым, всю жизнь занимался торговлей, приносящей ему не столько хлеб насущный, сколько независимость от кого бы то ни было.Ниже публикуются рассказы, раскрывающие Абу-Ханифу и как факиха, и как человека. Они не дают цельного портрета, но позволят многим увидеть имама с необычной стороны.
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Опекун и два свидетеля.Однажды некий военачальник тайком заключил брак с одной женщиной. Когда же та родила от него, он напрочь отказался и от ребенка, и от жены. Женщина обратилась в суд.- Принеси доказательство о заключении брака – сказал ей городской судья Ибн-Абу-Лайля.- Но он женился на мне так, что Всемогущий Аллах был моим опекуном, а два ангела – свидетелями, – ответила женщина.- Уходи! – крикнул судья и прогнал ее.Женщина со слезами на глазах пошла к Абу-Ханифе и обо всем рассказала ему. Конечно, ею была грубо нарушена процедура бракосочетания, за такой «брак» судья вообще мог наложить на нее телесное бичевание как на прелюбодейку. Но, с другой стороны, она была не развратницей, а доверчивой жертвой обмана, да еще и с ребенком на руках.И Абу-Ханифа не мог с этим не считаться. Он успокоил несчастную и научил как нужно вести себя в суде.- Вернись к Ибн-Абу-Лайле и скажи ему, что принесла нужное доказательство», а далее поведал необходимый план действий.Следуя ему женщина вернулась в суд. Как и ожидалось, судья потребовал предоставить это самое доказательство. В ответ женщина громко взмолилась:- Да исправит Аллах судью, который не верит (кафир) моему опекуну и двум моим свидетелям!- Судья побоялся сказать «Так и есть» и был вынужден признать этот брак, присудить женщине махр и подтвердить отцовство ребенка.[16, с. 154; 118, с. 131]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Буйный сосед.По соседству с Абу-Ханифой жил один сапожник, который часто работал по ночам. Бывало, что выпив хмельного он начинал, несмотря на поздний час громко декламировать такие стихи:Потеряли меня, не ведая какого юношу потеряли,Боясь того дня, когда я выскажу правду!Будто я не был среди них посредником,И будто я не был из рода АмраКаждый день меня водили среди людей,Но все от Бога: и мое унижение, и мое терпение!Молясь по ночам Абу-Ханифа всегда слушал эти стихи, полные грусти и печали. Но вот однажды на ночь или две голос сапожника пропал. Когда Абу-Ханифа справился о нем, ему сказали, что его заточил в темницу султан. Ученый отправился к губернатору (вали) с ходатайством за сапожника.- Это мой сосед, а потому он может рассчитывать на соседа. Его взял ночной патруль…- А как его зовут?- Не знаю. Мне известно только то, что он – сапожник.- Ради Абу-Ханифы опустите всех, кто был схвачен той ночью!Сапожника выпустили и он пришел отблагодарить Абу-Ханифу.- Юноша! Мы тебя не потеряли! – утешил его ученый.[6, с. 40-41; 118, с. 145; др. извод – 3,17-18].
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Поиски закопанного.Абу-Ханифа всегда стремился решать нужду (хаджа), о которой его просили. Зная об этом один человек однажды к нему пришел один сказал:- Я закопал одну вещь, а теперь не знаю в какой части дома закопал ее.- Так я тем более не знаю этого, – ответил Абу-Ханифа. Человек разрыдался.- Пойдемте за мной! – повелел ученый и в сопровождении несколько учеников отправился в дом неряшливого бедолаги. Попросив провести его на задний двор Абу-Ханифа встал на месте предполагаемого поиска и обратился к своим ученикам:- Если бы этот дом был ваш и вы бы захотели схоронить свою вещь, то как бы вы поступили?- Я бы схоронил ее вот здесь, – сказал один из учеников.- А я бы схоронил ее здесь, – сказал другой. И в итоге набралось порядка пяти мнений. Стали копать в указанных местах и на третий раз спрятанная вещь была найдена.[6, с. 27]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Поиски закопанного – 2.Похоже, в скором времени по городу пошла молва, что Абу-Ханифа находит потерянные вещи. И вот уже другой человек пришел к имаму с просьбой найти запрятанную вещь. На этот раз Абу-Ханифа, видимо, понимая чем может обернуть такая слава, не выдержал:- Это не является вопросом права, это – твои ухищрения! Ступай и молись ночь до утра и ты непременно вспомнишь место, где схоронил свою вещь!Человек так и сделал. Не помолился он и четверти ночи, как память вернулась к нему. Обрадованный он вскоре поведал об этом Абу-Ханифе. На что ученый сказал:- Я знал, что Шайтан не даст тебе молиться всю ночь. Горе тебе! Ужель ты не мог провести в молитве оставшуюся часть ночь, дабы возблагодарить Всевышнего Аллаха![6, с. 27; 118, с. 129].
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Кыяс Абу-Ханифы не меняет религию.Когда Абу-Ханифа встретился с пятым имамом Мухаммадом аль-Бакиром, потомком Пророка,(САВ) последний спросил его:- Так ты тот, кто изменил кыясом религию и хадисы моего деда?- Боже упаси!- Да нет же изменил!- Сядьте на свое место, как подобает Вам, а я сяду как подобает мне. Поистине, Вы уважаемы для меня также, как Ваш дед (САВ) при жизни для своих сподвижников.Когда Мухаммад сел Абу-Ханифа встал перед ним на колени (джаса байна йадайхи) и сказал:- Я задам Вам три вопроса, а Вы ответьте мне. Кто слабее мужчина или женщина?- Женщина.- А сколько долей [в наследстве] ей причитается?- Мужчине две доли, а женщине – одна.- Так говорил Ваш дед< (САВ). И если бы я изменил религию Вашего деда, то надлежало бы по кыясу, чтоб мужчине причиталась одна доля, а женщине две, ибо женщина слабее мужчины. Что важнее (афдаль) молитва или пост?- Молитва.- Так говорил Ваш дед. И если бы я изменил религию Вашего деда, то кыяс был бы в том, что очистившись после регул, женщина должны была бы восполнить молитву, а не пост.Что грязнее (анджас) моча или сперма?- Моча грязнее.- Если бы я изменял кыясом религию Вашего деда, то повелел бы ополаскиваться после мочи и омываться после спермы. Боже упаси изменить кыясом религию Вашего деда!Мухаммад аль-Бакир встал, обнял и поцеловал Абу-Ханифу и оказал ему всяческие почести.[14, с. 51-52; 4, с. 64-65; 118, с. 138-139]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Кыяс и стрижка волос.Однажды цирюльник постригал Абу-Ханифу и ученый сказал ему:- Убирай седые места!- Не надо – ответил цирюльник.- Почему?- Потому, что их станет больше.- Тогда подстригай черные места, может и их станет больше!Когда Шарику, одному из известных факихов того времени, поведали этот рассказ, он рассмеялся и сказал: «Если Абу-Ханифа оставит свой кыяс, то только вместе с цирюльником!».[19, с. 347-348]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
О серебренных инкрустациях на посуде.Согласно хадисам Пророка(САВ), мусульманам запрещается есть с золотой и серебренной посуды. Поэтому однажды один человек спросил Абу-Ханифу:- Что вы скажете о емкости и чаше, в некоторых сторонах которых серебро?- Ничего страшного, – ответил ученый.- Но на это нет доказательств (худжа)! – вставил присутствующий там факих Усман б. Заида.- Усман! А что ты скажешь о человеке, который захотел пить, когда переходил через реку, но не найдя никакой емкости стал черпать воду из реки и пить пригоршнями, имея на пальце кольцо?- Ничего страшного.- Так вот это тоже самое!«Я не видел более мгновенного (ахдар) ответа, чем этот!» - признавался потом Усман б. Заида.[16, с. 158]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Не спорь с Абу-Ханифой!Когда Абу-Ханифа пригласили во дворец, привратник халифа Раби` [б. Юнус], недолюбливавший ученого, сказал халифу Мансуру:- О повелитель правоверных! Этот Абу-Ханифа оспаривает Вашего деда! Аббдаллах б. Аббас говорил, что если кто поклялся в чем-то, а затем через день или два оговорился, то такая оговорка (истисна) позволительна. А Абу-Ханифа же говорит, что оговорка позволяется только вместе с клятвой.- О повелитель правоверных! – парировал Абу-Ханифа – Раби` полагает, что Вы не можете через присягу подчинять себе свое войско.- Как это? – спросил халиф.- Они клянутся Вам [в верности], затем возвращаются в свои дома и делают оговорку, нарушая свои клятвы.Халиф рассмеялся и сказал:- Раби`! Не спорь с Абу-Ханифой!- Ты что хочешь, чтоб пролилась моя кровь? – сказал Раби` Абу-Ханифе, когда они вышли от халифа.- Нет, это ты хочешь, чтоб пролилась моя кровь. Но я спас и тебя и себя! – ответил ученый.[19, с. 365; 118, с. 133-134]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Перстень наместника.Ибн-Хубайра, наместник Куфы, пригласил как-то к себе Абу-Ханифу. Во время встречи он показал ему перстень, на котором было выгравировано имя: `Ата бин Абдаллах.- Не могу носить его, – признался куфийский губернатор, – ибо на нем начертано чужое имя.- А Вы в слове бин подправьте немножко и получится мин[3] – подсказал имам и хотел поспешно удалиться.- Мне бы хотелось чаще встречаться с Вами - остановил его Ибн-Хубайра.- И что же я буду делать при Вас? Кто сближается с Вами становится одурманенным, кто отдаляется от Вас – немощным. И сейчас я не могу Вам дать того, чтобы сделало Вас еще более сильным.[118, с. 140]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Лучше лепешка, чем унижение.Наместник Куфы спросил однажды имама, почему он держится от него на расстоянии.- Лепешка хлеба и несколько лоскутов ткани, приобретаемые спокойно, лучше, чем роскошь, купленная с унижением [123, с. 70].Если хочешь, выскажись!Однажды один недоброжелатель Абу-Ханифы стал поносить его в мечети всякими бранными словами. Этот нелицеприятный монолог не заканчивался, и тогда Абу-Ханифа встал и направился к своему дому. Человек последовал за ним, продолжая кричать на него и всячески поносить. Когда они достигли жилища Абу-Ханифы, имам остановился у двери, повернулся лицом к своему недоброжелателю и сказал:– Это мой дом. И я хо­чу войти в него. Если ты хочешь закончить свою речь, то делай это, дабы у тебя ничего не осталось и ты мог смело идти! Такие слова смутили хулителя.– Прости меня! – сказал он.– Ты прощен! – ответил Абу-Ханифа.[1, с. 21]
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Ты что больной?Однажды толпа народа окружила Абу-Ханифа со своими вопросами. Когда людей поубавилось один из его почитателей, восхищенный знаниями и ответами ученого подошел к нему и сказал:- Если бы Абу-Бакр и Умар присутствовали на этом собрании, а затем им предложили бы ответить на эти же сложные вопросы, то на некоторые из них они бы не дали ответа.Абу-Ханифа удивленно посмотрел на своего апологета и спросил:- Ты что больной (а махмум анта)? [16, с. 147; 75, с. 42].
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Знание ради Бога.Не было для меня, – вспоминал Абу-Ханифа, – тяжелее того горя, которое испытала моя мать, когда меня бичевали.Нуман, знание, которое привело тебя к этому достойно того, чтоб от него бежать! – сказала она мне.Я приобрел это знание ради Бога, а не ради мира сего.[75, с. 26].Использованная литература1.Абу-Ханифа: батал ал-хуриййа ва ат-тамасух фи ал-ислам. Абд-ал-Халим ал-Джунди. Каир, год не указ.2. Абу-Ханифа: хайатуху ва `асруху – арауху ва фикхуху. Мухаммад Абу-Захра. Каир, 1997.3. Ахбар Аби-Ханифа ва асхабихи. Абу-Абдалла Хусейн ибн Али ас-Саймари.. Хайдарабад, 1974.4. Ал-Имам ал-`Азам Абу-Ханифа ан-Ну`ман. Мустафа аш-Шак`а. Бейрут. 1983.5. Ал-Интика фи фадаил ас-саласа ал-аимма ал-фукаха: Малик уа аш-Шафии уа Аби-Ханифа. ал-Хафиз Абу-Умар Йусуф ибн Абд ал-Барр ан-Намри ал-Куртуби. Бейрут, год не указ.6. Тарих Багдад ау мадинат ас-салам. Хафиз Абу-Бакр Ахмад ибн Али ал-Хатиб ал-Багдади.Т.13. Бейрут, год не каз.7. Гавиджи Вахби Сулейман. Великий имам Абу Ханифа ан-Нуман (краткое изложение книги). - Пер. с арабск. В. Нирша. – М., 2002.8. İbn Hacer’l-Heysemi. Menakıb İmam-I Azam. – пер. с арбаск. Ahmet Karadut – Анкара, 1998.9.Hadi Hussain. Imam Abu Hanifa. Life and works. New Delhi, 1998.Подготовил Рустам Батыр
Desert Rose 🥀
Desert Rose 🥀
На самом интересном месте прервалось
KaVкаZ )
KaVкаZ )
Мне кажется это второй рассказ под названием "Буйный сосед"
Раскадровка
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!
Каким соседом был АБУ ХАНИФА!